Много веков ведется спор о «необходимости, целесообразности и специфике женского образования».
И в наше время, когда право учиться имеют все, невзирая на социальные и гендерные различия,
спор этот не утихает.
Попробуем и мы внести в него свою лепту.
Уже в XI веке слава «о русских княжнах, дочерях Ярослава Мудрого, об их очаровании, добродетелях и образованности» облетела всю Европу. Анна Ярославна, ставшая королевой Франции, была в числе образованнейших людей своего времени. Надо заметить, что при авторе «Русской правды» получение знаний вообще было в большом почете.
Но образование девушек, как будущих жен и матерей,
должно было непременно носить, кроме всего прочего,
духовный и практический характер.
В 1086 г. княжна-инокиня Анна (Янка) Всеволодовна, внучка Ярослава, основала в Киеве, при Андреевском монастыре, женское училище «для девочек всех сословий», что было даже для Европы XI века прогрессивно.

Высшие Гуманитарные Женские Курсы продолжают традиции Гуманитарного Женского Института

Со времен государя Михаила Федоровича царевны обучались чтению, письму и церковному пению; этот обычай перешел и в терема знатных бояр. Шесть дочерей царя Алексея Михайловича, и в особенности знаменитая царевна Софья, имели солидное для того времени образование.
Подобные примеры можно приводить бесконечно. Мы остановимся на необычности «женского подхода к получению знаний» и, в частности, его российской специфике. В нашей патриархальной стране даже самая умная и образованная женщина никогда не станет конкурировать с мужчиной на интеллектуальной почве. Более того, само присутствие подобных женщин в обществе будит в мужчинах потребность творческой самореализации. Так при императрице Елизавете Петровне Шувалов основал Российскую академию художеств и Российский университет, при ней раскрылся гений Ломоносова, пииты Сумароков, Тредьяковский и Херасков слагали первые российские стихи, - словом, многое состоялось именно при ней. Сама же она – «прекрасно воспитана, знала множество языков и, при этом, отлично танцевала, ездила верхом без малейшего страха, а красавица была такая, каких редко встретишь».
В отличие от формального образования, ЗНАНИЕ является чрезвычайно важным фактором творческого процесса. Екатерина Великая достигла вершин успеха, имея крайне незначительное, если не сказать – практически никакое – формальное образование. После брака с Петром III в восемнадцать лет она погрузилась в книги, стремясь насытить свою любознательность. Увлеченность Екатерины философией и всемирной историей сделала Россию страной с немыслимыми в восемнадцатом веке условиями для интеллектуальных и культурных достижений. Она финансировала научные экспедиции, при ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека, расцвела и достигла вершин своего величия Академия наук, во главе которой, впервые в российской истории, тоже стояла женщина – Екатерина Романовна Дашкова.
Дашкова, заняв высочайший пост, сразу отказалась от соблазна руководить наукой – она предпочла хозяйственную, издательскую и научно-просветительскую деятельность и преуспела во всех трех направлениях. Именно при Дашковой статус науки, знания поднялся в русском обществе на недосягаемую высоту.
Популярность Дашковой как главы российской науки тем еще ценна, что официальным президентом Академии в то время считался граф К.Г.Разумовский. На этот пост его назначила царица Елизавета Петровна, уважение к памяти которой Екатерина II всячески подчеркивала; для своей подруги Дашковой она изобрела новую должность – директора Академии. Но в историю, все-таки, именно Дашкова вошла как президент – да еще и двух Академий.
В 1783 году царица утвердила указ об открытии Российской Академии, созданной по инициативе Екатерины Романовны как центр наук гуманитарных. В основе идеи раздельного обучения лежат принципы кардинально различающихся концепций мужского и женского мировосприятия, касается ли это мотиваций поступков, восприятия окружающего мира, различий в системе ценностей, выстраивания жизненных приоритетов, средств и путей
Поэтому существенное своеобразие женского пути познания очевидно.
В связи с этим хотелось бы вспомнить постулат Артура Шопенгауэра.
«Всякая идея проходит три этапа:
первый – над ней смеются,
второй – с ней энергично борются,
третий – она принимается как самоочевидность»
Философ утверждал, что только три процента всех людей дают вовлечь себя в первые две стадии. Девяносто семь процентов ждут третью, самоочевидную стадию, когда уже слишком поздно оспаривать любые другие возможности. Творческие женщины, женщины успешные не опасались быть осмеянными и, следовательно, находились среди трехпроцентной группы, редкой в своей уникальности.
Стоит заметить, что очень многие женщины, достигшие чего-либо в жизни, получали именно женское образование – например, Маргарет Тэтчер, Джейн Фонда, Мадлен Олбрайт и Хиллари Клинтон – в чьих успехах трудно усомниться, учились в учебных заведениях
«только для женщин».
В этом году исполняется 144 года со дня открытия первого в России Женского университета – знаменитых Бестужевских курсов, где считали своим долгом и особой честью преподавать такие всемирно известные ученые, как Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.С. Соловьев, братья Бекетовы, В.В. Докучаев, Ф.Ф. Зелинский и многие другие.
И еще немного о традициях.
Анна Ярославна, поразившая в свое время всю Европу своей несравненной красотой, тонким умом и милосердием, уже более 9 веков является воплощением идеала русской женщины.
14 мая 1049 года, в День Св. Троицы, в древней французской столице городе Реймсе, в кафедральном соборе, король Генрих I торжественно обвенчался с Анной Ярославной. Но, даже вступая в брак, Анна не изменила своего вероисповедания. Более того, в день, когда русская княжна Анна Ярославна французской королевой, она подарила собору Евангелие, которое привезла из Киева, получившее впоследствии название «Реймское». На этом Евангелии, переписанном кириллицей в киевском Софийском соборе в 40-вых годах XI века, короли Франции на протяжении многих веков приносили присягу в момент коронации и вступления на престол.
Анна была достойной внучкой своего великого деда – Владимира Святославича – Красное Солнышко, и истинной дочерью своего отца, недаром прозванного Мудрым. Став королевой, Анна перенесла во Францию
исконно русскую черту – милосердие,
старинный русский обычай – гостеприимство, учение о милостыне как о святом долге каждого.
«Анна Русская» быстро заслужила народную любовь и широкую популярность как
«добрая королева».
Об уважении и полном доверии Генриха I к жене, а также о большом авторитете Анны во французском обществе говорит и тот факт, что ей было предоставлено право ставить свою подпись на документах государственной важности рядом с подписью короля Франции еще при его жизни. Эта привилегия была уникальным явлением не только для французского двора того времени,
но и для всего XI века.
Став матерью, Анна Ярославна целиком посвятила себя новым заботам, новому долгу – воспитанию детей. В этом Анне пригодились ее всесторонние глубокие познания, ее высочайшая культура. Королева учила своих сыновей грамоте, языкам, арифметике, истории, наставляя их не только в знании, но в добродетелях, милосердии и чести. В свою очередь сыновья, Филипп I и Гуго Великий, вопреки превратностям судьбы, на протяжении всей жизни сохраняли глубокое уважение,
нежную и почтительную любовь к своей замечательной матери – французской королеве «Анне Русской».
Высшие гуманитарные женские курсы «АМИКОРУМ»
ставят своей целью продолжение славных российских традиций женского образования, достойного нашей великой соотечественницы Анны Ярославны.

Made on
Tilda